Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Евродепутат назвал возможное использование замороженных российских активов воровством
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В СМИ рассказали об отправке двух самолетов и 50 спасателей от РФ на поиски Раиси
Мир
Испания отозвала посла в Аргентине после слов Милея о жене премьера Санчеса
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят

Регулярно посещают церковь лишь 14% — об этом свидетельствует опрос «Левада-центра»
0
Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большинство россиян посещают религиозные службы раз в год и реже. Такие данные, полученные в результате опроса, приводит «Левада-центр». Причем более трети россиян вообще не ходят в церковь. При этом 77% россиян считают себя верующими.

Согласно ноябрьскому исследованию «Левада-центра», 68% россиян причисляют себя к православным. За 10 лет их количество в стране выросло на 12% (в 2002 году к православным себя относили 56% участников опроса). Второе место по численности верующих в России традиционно занимает ислам. К его приверженцам себя относят 7% жителей нашей страны. С начала века их стало почти вдвое больше (4% — в 2002 году). По 1% россиян принадлежит к западным христианским конфессиям — католицизму и протестантским деноминациям. И почти столько же представителей иудаизма. Неверующими себя считают 19% (32% — в 2002 году).

Несмотря на рост числа людей, которые причисляют себя к какой-либо религии, доля активно верующих остается незначительной. Раз в месяц и чаще посещают церковные службы лишь 14% респондентов. За последние годы религиозный энтузиазм даже поутих, поскольку в 2007 году таких было 20%. Большинство верующих предпочитает заходить в церковь один (16%) или несколько раз в год (17%). 13% прихожан бывают на службах раз в несколько лет. Никогда не посещают церковь 35% россиян.

Еще меньше людей принимают участие в церковных таинствах. Среди российских православных и католиков 62% никогда не ходят к причастию. Тем не менее за 10 лет их число сократилось на 14% (76% — в 2002-м). 22% причащаются раз в год и реже, а несколько раз в год и чаще — 14% российских христиан.   

— 14% — это примерно число людей, которые действительно верят, а не относят себя к той или иной конфессии по принципу культурной принадлежности, не будучи при этом воцерковленными людьми. Понятие духовно-религиозной идентификации много шире, чем наличие устойчивых и определенных религиозных взглядов. Даже эту цифру можно считать завышенной. Тех, кто постоянно участвует в жизни своей религиозной общины, поддерживает регулярные контакты с другими верующими и сверяет свои действия с конфессиональными требованиями, у нас процентов пять-шесть, — указывает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.

Настоятель домового храма мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский согласен, что активно верующих людей в российском обществе немного, но считает это внутрицерковной проблемой.

— В начале 2000-х я написал статью, посвященную этим вопросам. По моим расчетам, людей, которые в той или иной мере участвуют в церковных таинствах, у нас порядка 17%. Можно только сожалеть, что цифра не растет, — сетует священнослужитель. — Но у нас нет измерительного инструмента, которым можно было бы оценить степень православия у человека. Поэтому если человек считает себя православным — эта самоидентификация играет важную роль. Это и те, кто хочет быть, кто готов сделать шаг к воцерковлению. Так что это проблема внутрицерковная. Она есть, эта проблема.

С тем, что российское общество лишь номинально можно назвать православным, согласен и лидер движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов (Энтео).

— Эта проблема — следствие 70 лет коммунистического ига, когда власть боролась с церковью и верой, — указывает он. — И будущее России зависит от того, какое количество номинальных православных станет настоящими.

— Это нормальная ситуация для секулярного общества начала XXI века. Очень большой процент тех, кто называет себя православными, мусульманами и так далее, делают это по причине культурной, этнической, языковой идентификации. При этом в религиозной жизни они не нуждаются. Тех, кто активно участвует в деятельности религиозных общин, немного не только в России, но и в других развитых странах, — парирует религиовед Константин Михайлов из Центра изучения религий РГГУ.

Комментарии
Прямой эфир